В Бостандыкском районе Алматы планируют провести реконструкцию перекрёстка проспекта Аль-Фараби – Ремизовка. Участок дороги находится недалеко от ТРЦ Esentai Mall на пересечении с улицами Ушкепирова и Каппарова. Здесь плотность транспортного потока в часы пик часто становится причиной пробок. Какие изменения предлагает проект и в какие сроки обещают закончить работы, разбирался корреспондент Сentralmedia24.
Рабочий проект «Реконструкция перекрёстка Аль-Фараби – Ремизовка» в
Алматы разработало ТОО «Казахский Промтранспроект». Документ опубликовали на сайте ndbecology. Общественные слушания по нему прошли с 8 по 14 сентября.
Этот участок находится вблизи ЖК: «Есентай Сити», «Тау Шатыр», «Акбота», Tamga Residence, «Эдельвейс», «Ерменсай», «Есентай Тау» и др.
Реконструкция предполагает: пересечение улиц на одном уровне, наземные пешеходные переходы, водоотводные и малые искусственные сооружения, а также переустройство коммуникаций, попадающих под полотно дороги.

Почему решили провести реконструкцию
Как отмечено в проекте, проспект Аль-Фараби на участке примыкания к улицам имеет непрерывное шестиполосное движение — по три в каждом направлении.
«Текущее состояние подходов к примыканию улицы Ушкемпирова к проспекту Аль-Фараби отличает высокий уровень загруженности в часы пик, частые дорожно-транспортные происшествия, недостаточная видимость, неудобные радиусы поворотов, неудовлетворительное состояние пешеходных переходов, несоответствие нормативным требованиям», — сказано в документе.
Для беспрепятственного движения машин в этом месте отключили светофор и закрасили разрыв в разделительной полосе, а левопоротное движение с Аль-Фараби на Ушкемпирова и Каппарова пустили через ближайшие транспортные развязки (на Жарокова и у комплекса «Есентай»).
«Однако это не привело к существенному улучшению транспортной ситуации на подходах к примыканию улицы Ушкемпирова (Ремизовка) к проспекту Аль-Фараби. Район проектирования отличают стеснённые условия, большое количество подземных и наземных коммуникаций, значительная залесенность территории», — следует из проекта.
Участок действительно сильно загружен почти в любое время суток, кроме ночи. К примеру, так он выглядит около часа дня в будни.


Анализ показал, что движению транспорта на Аль-Фараби мешает слияние потоков:
- с правого поворота с Аль-Фараби на Ушкемпирова;
- автомобилей, следующих на эту улицу для движения в южном направлении с Каппарова и со стороны ЖК «Есентай Сити».
Это составляет 55% от общего числа автомобилей в узле.
Как предлагают изменить движение
Для решения проблем с транспортным потоком создали четыре варианта схем реконструкции развязки, каждый из которых имеет свои преимущества и минусы.
1-й вариант (рекомендуемый) – схема представляет собой транспортную развязку на одном уровне по типу «распределительное кольцо», смещённое от оси Аль-Фараби на 45 м на юг. Радиус малого кольца – 15 м, на кольце двухполосное движение, все правоповоротные съезды выделены.

К преимуществам этого варианта относят: малую площадь занимаемой территории, наименьший снос зелёных насаждений, обеспечение всех левых поворотов.
Исключение – отсутствует левый поворот с Аль-Фараби в западном направлении и в целом эта схема имеет ограниченную пропускную способность и не имеет перспективы её увеличения за пределами расчётного срока.
2-й вариант – схема представляет простое примыкание к Аль-Фараби двух направлений с выделенными правоповоротными съездами. В местах пересечения потоков предусмотрена установка светофоров. Этот вариант обеспечивает все левые повороты на перекрёстке.

Недостатком является малое расстояние для перестроения на примыкании к Аль-Фараби. Также отсутствует левый поворот с Аль-Фараби в западном направлении. Плюс необходимо дополнительное изъятие земель и снос зелёных насаждений. Присутствует низкая пропускная способность перекрёстков со светофорным регулированием.
3-й вариант — схема представляет собой транспортную развязку в двух уровнях по типу «распределительное кольцо» с эстакадой по Аль-Фараби. Все левые и правые повороты проходят по кольцу на уровне земли. Длина эстакады по Аль-Фараби – 390 м, длина рамповых участков – 140 м.

Организация пешеходного движения через Аль-Фараби предусмотрена под эстакадой с пересечением пешеходами правосторонних съездов на одном уровне. Это позволяет отказаться от строительства подземного пешеходного перехода.
К недостаткам третьего варианта следует отнести большую протяжённость эстакады, необходимость перекрытия движения по Аль-Фараби на время строительства эстакады и необходимость устройства объездов большой протяжённости, значительный отвод земель.
4-й вариант – схема предусматривает строительство двух эстакад – разворотной через Аль-Фараби для движения на Ремизовку (ул. Ушкемпирова) и прямой отмыкающей эстакады для движения со стороны лыжных трамплинов (ул. Каппарова) на Аль-Фараби.

Этот вариант обеспечивает все левые повороты, а недостатки – большая протяжённость эстакад (длина криволинейной эстакады – 187 м, подпорные стенки на подходах – 60 м, прямолинейная эстакада длиной 72 м, подпорные стенки на подходах – 60 м), дополнительное изъятие земель, высокая стоимость реконструкции.
Сколько будет стоить и что демонтируют
Согласно таблице, представленной в проекте, самым масштабным и затратным по средствам получился третий вариант. На техническом совещании в управлении городской мобильности акимата Алматы приняли решение о дальнейшей разработке схемы по первому варианту. Он же самый бюджетный – 3,6 млрд тенге.

Проект предполагает демонтаж и переустройство строений и инженерных сетей. На участке потребуется:
- переустройство ЛЭП;
- переустройство сетей связи;
- переустройство сетей водопровода и канализации;
- переустройство сетей газоснабжения.
На месте реконструкции вырубят более 90 деревьев.

Деревья вырубят на участке, где будет распределительное кольцо.


«На сопряжении тротуаров с проезжей частью предусмотрены пандусы для обеспечения движения велосипедистов, маломобильнных групп населения и пешеходов с детскими колясками. Также там расположатся направляющие дорожки из тактильной плитки», — сказано в проекте.
На реконструкцию предусмотрено 15 месяцев. Согласно документам, начало строительства назначили на май 2026 года. Если всё пойдет по плану, уже к осени 2027 года алматинцы смогут оценить обновлённый транспортный узел, призванный сделать передвижение по городу более удобным и безопасным.
Читайте также:
«Целинный» спустя 10 лет снова открывает свои двери в Алматы
Альназарова поторопила регионы, где затягивают реконструкцию устаревших больниц