Автор обращения считает, что средство индивидуальной мобильности – это скорее аттракцион, который сопряжён с риском для жизни. Он изложил имеющиеся проблемы и предложил несколько решений, передаёт Centralmedia24.
Петицию в адрес Министерства внутренних дел опубликовали 8 сентября на сайте ePetition. Автор указывает, что в городской среде водители электросамокатов вызывают дискомфорт у других участников движения.
«Самокаты массово размещаются на пешеходных зонах, что мешает прохожим, инвалидам и пожилым людям. По закону это парковка транспорта на тротуаре — нарушение ПДД. После поездки самокат снова принадлежит компании, а не пользователю. Ответственность за его размещение должна лежать на компаниях, а не на случайных арендаторах», – написал неравнодушный житель страны.
При этом автор отметил другую проблему – бизнес на общественных территориях без оформления.
«Прокат фактически ведётся на тротуарах (гос/коммунальная собственность) без прав на землю и разрешений — это то, что другим видам МСБ запрещено. Прошу дать этому официальную правовую оценку. Закон «для галочки»: контроля почти нет. Нет регистрации ТС, техконтроля, а наказание за нарушения это- предупреждение. Формальный лимит 6 км/ч на тротуаре никто не контролирует; самокаты разгоняются до 25 км/ч. Кто видел радар для самокатов?», – возмутился он.
В тексте также есть претензии в сторону бизнеса. Автор отметил, что несмотря на правила сервисов «они работают по совсем другим законам — законам максимизации прибыли».
«По правилам, самокат должен ехать по тротуару не быстрее 6 км/ч. Но устройства разгоняются по тротуарам до 25 км/ч. У компаний есть точные GPS-данные о каждом самокате. Почему компании это не останавливают? Чем быстрее самокат едет — тем быстрее завершится поездка. Медленный самокат — раздражает пользователя. Кто едет? Всё равно. Аккаунт может быть оформлен на взрослого, но по факту ездит подросток. Больше пользователей – больше доход. А безопасность — потом. Компании проката знают, что происходит с их транспортом. Они знают, кто и как нарушает», – отметил автор в петиции.
В этой связи казахстанец предлагает:
- Электронно-механически ограничить скорость всех электросамокатов и других средств мобильного передвижения (СИМ) в пределах населённых пунктов до 6-8 км./час.
- Обязать компании, предоставляющие услуги аренды самокатов купить или арендовать земельные участки для площадок. Обязать вести бизнес (сдавать в аренду самокаты) только в пределах данных площадок.
- Ввести минимальный государственный контроль за соблюдением правил дорожного движения для самокатчиков (установить камеры, радары), производить мониторинг GPS данных в реальном времени с возможностью блокировки нарушителей.
- Или полностью запретить аренду электросамокатов (деятельность компаний).
Петиция собрала необходимые 50 подписей для прохождения модерации, которая займёт не более 20 рабочих дней. Уже после этого все желающие могут подписать её, а ответственная государственная структура должна рассмотреть предложение.
Президент обратил внимание
Выступая с Посланием народу Казахстана 8 сентября, президент Касым-Жомарт Токаев отметил важность урегулирования ситуации с электросамокатами. Он сообщил, что поправки в законодательство, относящиеся к этому вопросу, нужно принять безотлагательно.
До этого на сайте ePetition опубликовали предложение о запрете движения электросамокатов, электробайков, велосипедов и иных средств индивидуального транспорта в пешеходных зонах.