Предыстория: трагедия и дело, которое уже закрывали
ЧП произошло в октябре 2021 года в пригороде Уральска. Тепловоз компании «ЖелДорТранс-Актобе» сбил женщину, переходившую железнодорожные пути в неположенном месте.
Уголовное дело по этому факту неоднократно прекращали из-за отсутствия состава преступления. Следствие приходило к выводу, что локомотивная бригада действовала в рамках инструкций и регламентов.
Неожиданно дело, которое ранее признавали не имеющим состава преступления, спустя годы вновь оказалось в фокусе следствия. В орбиту расследования попали машинист и его помощник, а позже – и генеральный директор компании. Возобновление стало поводом для публичного обсуждения и пресс-конференции в Алматы. Как утверждают спикеры, всё происходит на фоне хозяйственного спора и крупного тендера.
Подробнее об этом деле читайте в нашем материале: Наказание за наезд или битва за тендер? В Алматы возобновили дело о гибели женщины под поездом
Тендер, посредник и отказ от старой схемы
Генеральный директор ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» Талгат Жумагалиев рассказал Сentralmedia24 подробнее о хозяйственном конфликте, который, по его словам, стал важным фоном происходящих событий.

По его словам, в 2018 году компания Karachaganak Petroleum Operating B.V. (КПО Б.В.) объявила тендер на пассажирские перевозки между Уральском и Аксаем. Победителем стало ТОО «Транстурс Казахстан». При том, что у компании не было собственных вагонов, локомотивов и профессионального штата. В результате фактическим перевозчиком стало «ЖелДорТранс-Актобе», привлечённое в качестве субподрядчика, тогда как победитель тендера выполнял посредническую функцию.
Ключевой момент, по словам руководителя компании, наступил при объявлении нового тендера.
«По истечении срока контракта КПО Б.В. объявило тендер на следующие пять лет и также пригласило мою компанию на участие. В это время от ТОО «Транстурс Казахстан» поступило предложение о совместном участии в тендере. Мы приняли решение отказаться от такой модели и решили участвовать в новом тендере самостоятельно, напрямую без посредников. Это стандартное управленческое решение, которое компания вправе принимать самостоятельно», – объяснил Талгат Жумагалиев.
Судебный спор и его итог
Отказ от совместного участия в тендере, по словам Талгата Жумагалиева, привёл к судебному спору между компаниями. Посредник перестал выполнять финансовые обязательства по старому договору.
«Между ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» и ТОО «Транстурс Казахстан» возник судебный спор, так как после отказа от совместного участия в тендере у посредника появились претензии к локомотивной тяге (тепловозу). ТОО «Транстурс Казахстан» не оплатило 2,5 месяца перевозок. Мы вынуждены были подать в суд. Суд принял решение в пользу ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» с взысканием 114 млн тенге. Дело дошло до Верховного суда. Решение вступило в законную силу», – рассказал глава компании.
Таким образом хозяйственный спор завершился в пользу перевозчика.
Когда возобновили уголовное дело
Отдельно руководство компании обратило внимание на момент, когда уголовное дело, ранее прекращённое, вновь возобновили.
«Ключевым инструментом давления на компанию становится уголовное дело, возобновлённое постановлением заместителя главного транспортного прокурора от 15 сентября 2023 года по факту произошедшего в 2021 году наезда тепловозом компании на женщину, которое изначально было прекращено за отсутствием состава преступления», – добавил Талгат Жумагалиев.
Спустя более двух лет после завершения следственных действий дело возобновили. По времени это совпало с объявлением нового тендера, в котором компания решила участвовать самостоятельно.
По словам Талгата Жумагалиева, расследование сопровождалось рядом процессуальных действий, вызывающих вопросы у стороны защиты.
«Уголовное дело неоднократно прекращалось за отсутствием состава преступления, однако вновь возобновлялось, сопровождаясь при этом сменами семи следователей, шести арестами технически исправных локомотивов и остановкой перевозочного процесса, имевшими место в ключевые дни тендера», – отметил предприниматель.
В компании считают, что такие действия создавали дополнительные риски, не связанные с операционной деятельностью перевозчика.
О чём говорили на пресс-конференции
Адвокаты подчёркивали, что тепловоз сертифицирован, допущен к эксплуатации и использовался в рамках действующих регламентов. Манёвренные локомотивы могут перевозить пассажирские вагоны – это подтвердили в КТЖ в официальном письме Жумагалиеву.

А одинаковая квалификация обвинений в отношении машиниста и его помощника, по мнению защиты, выглядит спорной.
Юристы также указывали на системные последствия:
«Если подобная практика закрепится, под уголовное преследование может попасть любой машинист, действующий строго по инструкции».
Позиция предпринимательского сообщества
Отдельную оценку ситуации на пресс-конференции дал представитель палаты предпринимателей «Атамекен» Мейрамбек Каныбеков. Он подчеркнул, что рассматривает происходящее не как частный конфликт вокруг одного уголовного дела, а как потенциально опасный прецедент для всей транспортно-логистической сферы и предпринимательской среды в целом.

По его словам, в подобных ситуациях под угрозой оказываются не только конкретные компании, но и базовое ощущение правовой защищённости бизнеса и работников отрасли.
«Атамекен» рассматривает этот случай как беспрецедентный. Он выходит за рамки логики уголовного преследования и, безусловно, не может не затронуть систему предпринимательских отношений в транспортно-логистической сфере. К сожалению, в таких агрессивных правовых условиях транспортные компании и инвесторы начинают воспринимать эту отрасль как зону повышенного риска. Бизнес не готов вкладывать средства туда, где даже добросовестное соблюдение установленных правил не гарантирует полную и предсказуемую защиту от уголовного преследования», – сказал он.
Он подчеркнул, что в подобных делах под удар попадают не абстрактные «должностные лица», а конкретные люди – такие как машинист Максут Досниязов и его помощник, для которых уголовное преследование становится личной и профессиональной угрозой.

В палате предпринимателей отмечают, что подобные кейсы особенно болезненны для отрасли, которая по своей природе относится к источникам повышенной опасности. Железная дорога всегда требует строгого соблюдения регламентов. При этом криминализация действий рядовых работников, действующих по инструкции, подрывает доверие не только внутри отрасли, но и со стороны потенциальных инвесторов.
Позиция защиты: аргументы адвокатов
На пресс-конференции выступили адвокаты Алматинской городской коллегии адвокатов Аскар Каймаков, Азиза Копбаева и Марал Жайлаубаева. Они подчеркнули, что рассматривают это дело как показательный пример опасной правоприменительной практики, которая может затронуть не только конкретную компанию, но и всю железнодорожную отрасль.
По словам адвокатов, ключевая проблема заключается в самой логике обвинения. Следствие, как утверждает защита, фактически ставит под сомнение допустимость эксплуатации тепловоза, который прошёл сертификацию, был допущен к работе и использовался на магистральных путях с разрешения уполномоченных органов. При этом ответственность пытаются возложить на машиниста и его помощника, действовавших строго в рамках регламентов.

Адвокат Аскар Каймаков отдельно указал на риски для всей системы железнодорожных перевозок. По его словам, если машинистов обязывать притормаживать при каждом появлении пешехода вблизи путей, это неизбежно приведёт к срыву графиков и подрыву устойчивости перевозочного процесса.
Кроме того, защита обратила внимание на одинаковую квалификацию обвинений в отношении машиниста и его помощника, несмотря на различие их функциональных обязанностей. По мнению адвокатов, это может свидетельствовать о формальном подходе к расследованию и требует отдельной правовой оценки.
Комментируя представленную компанией реконструкцию ЧП, адвокат Аскар Каймаков сослался на показания очевидцев:
«Свидетели, которые видели произошедшее, указывали, что правая рука женщины находилась на уровне лица. Она не реагировала на предупредительные световые и звуковые сигналы».
Адвокаты подчеркнули, что видеоролик и проведённые компанией эксперименты являются частью позиции защиты.
Что дальше
Участники пресс-конференции отметили, что речь идёт не о попытке уйти от ответственности или поставить под сомнение сам факт трагедии. По их словам, ключевой вопрос заключается в том, какой правовой подход будет применяться к подобным случаям и не станет ли уголовное преследование инструментом давления на работников и компании.
Сейчас уголовное дело находится на стадии досудебного расследования. Судебное разбирательство по существу ещё не началось, приговора нет.
В связи с общественной значимостью дела редакция Centralmedia24 направила официальный запрос в Министерство внутренних дел с просьбой разъяснить ход расследования. Редакция продолжит следить за развитием ситуации.
Читайте также:

