Сенатор Ольга Булавкина выступила на правительственном часе, посвященном реализации норм Экологического кодекса и привлечения «зеленых» инвестиций, сообщает Сentralmedia24.
Как она отметила, перед парламентом стоит вопрос внедрения наилучших доступных технологий (НДТ), как стратегического шага, направленного на гармонизацию экономических, экологических и социальных интересов. Однако эффективное парламентское регулирование НДТ требует сбалансированного подхода, сочетающего жесткие нормативы с гибкой поддержкой бизнеса.
Как она напомнила, в рамках Экологического кодекса в стране осуществляется поэтапное внедрение новейших доступных технологий крупными промышленными предприятиями и привлечение государством зеленых инвестиций.
“Несмотря на принимаемые меры по модернизации предприятий 1 и 2 категории, оказывающих значительное негативное воздействие, проблемы с загрязнением воздуха, воды и почвы сохраняются, что вызывает у населения недоверие к проводимой экологической политике. Зачастую, экономическая рациональность бизнеса в краткосрочной перспективе ведет к системным экологическим и финансовым рискам, что в свою очередь приводит к противоречиям между экономической и экологической политиками государства”, — отметила сенатор.
По ее словам, еще в 2020 году на презентации Проекта нового Экологического кодекса Министерством экологии было заявлено о внедрении НДТ для энергопроизводящих организаций с января 2025 года.

“Однако, из-за достигшего критических значений износа генерирующего оборудования, а также из-за отсутствия его собственного производства и иной энергетической инфраструктуры, из-за нехватки инвестиций, исчисляемых сотнями миллиардов тенге, на заседании Правительства в январе текущего года было принято решение о переносе начала сроков получения комплексного экологического разрешения и внедрения НДТ с 2025 года на 2031 год. Нужно понимать, что из-за работы предприятий по устаревшим технологиям велик риск ухудшения экологической ситуации, при этом накопление экологического ущерба потребует более дорогостоящей реабилитации”, — добавила сенатор.
Булавкина отметила, что увеличение выбросов парниковых газов противоречит климатическим обязательствам Казахстана в рамках Парижского соглашения.
Международные инвесторы и банки всё чаще требуют соблюдения «зелёных» стандартов. И как опасается сенатор, отсутствие работы по внедрению более экологичных технологий на предприятиях страны может снизить инвестиционную привлекательность Казахстана.

Сенатор привела примеры самых крупных штрафов за нарушение экологических норм, которые были выписаны кампаниям за последние три года.
- В Атырауской области за нарушение нормативов допустимого антропогенного воздействия на окружающую среду за утилизацию 13 568 тонн нефтешлама без экологического разрешения на ТОО Oxygenator был наложен административный штраф в размере 37,4 миллиарда тенге.
- В том же регионе, штраф в размере 13,7 млрд тенге наложен на АО «Каспий Нефть» за накопление отходов без необходимого экологического разрешения.
- Там же, ТОО «Karabatan Utility Solutions» (Карабатан Ютилити Солюшнз), входящий в группу компаний АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» за значительное превышение выделенных объемов углеродных квот было оштрафовано на 7,2 млрд тенге.
- За превышение допустимых норм при выбросах ТОО «Тенгизшевройл» оштрафовано на 2,8 млрд тенге.
- АО «Кохан» – на 9,5 млрд. тенге – за сбор опасных отходов без экологического разрешения.
- «Норт Каспиан Оперейтинг Компани» (NCOC) – на 196 млн. тенге – за сброс сточных вод без очистки, на 12 млрд. тенге – за нарушение нормативов сжигания факельного газа.
- ТОО «Жан и КС» – на 3 млрд. тенге – за сбор экологически несанкционированных отходов.
- ТОО «Дала-Экос» – на 3 млрд. тенге – за несанкционированный сбор и переработку опасных отходов.
- В Восточном Казахстане ТОО «Казцинк» на 49,6 млн тенге за нарушение экологических требований.
- В Кзылординской области Газопровод Бейнеу–Шымкент на 523,01 млн тенге за экологические нарушения.
- В Абайской области ЭКО-Семей на 296,06 млн тенге за загрязнение окружающей среды.
“Основные причины штрафов: сверхнормативные выбросы, отсутствие экологических разрешений, незаконные свалки и утилизация отходов, загрязнение водных ресурсов. Важно отметить, что в соответствии с действующим законодательством, каждая компания обязана разрабатывать программу управления отходами, учитывающую использование наилучшей доступной техники, с целью минимизации объема отходов”, — заявила сенатор.
Она привела четыре причины, по которым компаниям выгоднее выплатить штраф, чем внедрять внедрению наилучшие доступные технологии?

“Первое. Внедрение НДТ требует инвестиций в новое оборудование, переобучение персонала, изменение процессов. Для многих компаний, особенно малых и средних, это неподъёмные расходы.
Второе. Даже с учётом льгот (например, ускоренной амортизации) возврат инвестиций может занять около 7-10 лет, что неприемлемо для бизнеса с коротким горизонтом планирования.
Третье. Размер штрафов за нарушения экологических норм часто несоразмерен затратам на модернизацию. При этом вину предприятия для начисления штрафов еще нужно доказать. Например, последний случай в г. Усть-Каменогорске, когда одно из стратегически важных предприятий просто игнорировало проверяющие и контролирующие государственные органы, не пустив их на свою территорию для фиксации факта загрязнения окружающей среды и нанесения значительного ущерба здоровью граждан.
Некоторые предприятия уклоняются от ответственности через суды или лоббирование, что дается им гораздо легче, чем модернизировать свое производство.
Четвертое. Компании, инвестирующие в НДТ, не получают преимуществ в госзакупках. При их осуществлении не всегда учитываются экологические критерии, а экологические требования носят рекомендательный характер или применяются выборочно. Главным критерием оценки заявок остаётся цена. Поставщик экологичной продукции может получить дополнительные баллы, но их недостаточно для победы над более дешёвыми конкурентами. Даже если поставщик заявляет «зелёные» характеристики, проверить их достоверность сложно. Нет механизмов штрафов за ложную маркировку. Т.е. можно сказать о том, что предприятия откладывают реформы по внедрению НДТ, т.к. заказчики не готовы платить за «зелёную» продукцию”, — заявила сенатор.
По ее мнению, пока штрафы остаются «комфортными», а льготы — недостаточными, бизнес будет выбирать путь наименьшего сопротивления.

Также она поделилась своим мнением о том, какие же меры помогут запустить переход на НДТ.
“Первое. Жёсткие законодательные требования, обеспечивающие экологическую безопасность и стимулирующие предприятия к модернизации, с обязательным применением комплексных экологических разрешений для всех опасных производств с поэтапным ужесточением нормативов.
Второе. Поддержка «зелёных» поставщиков, внедряющих НДТ через льготные кредиты или налоговые каникулы. Компенсация 30-50% затрат через налоговые вычеты. Снижение НДС на «зелёную» продукцию.
Третье. Включить НДТ-требования в крупные инфраструктурные проекты, через льготное финансирование под экологические проекты, но с увеличением штрафов за ложные данные о «зелёных» параметрах товаров.
Четвертое. Создать реестр поставщиков, подтверждающих экологические характеристики через независимую сертификацию, для участия в государственных закупках с преференциями для НДТ-компаний.
Пятое. Рассмотреть вопрос отмены налога на имущество для оборудования, соответствующего НДТ.
Шестое. С целью упрощение внедрения разработать Типовые проекты НДТ для отраслей с расчётами окупаемости. Через Центры компетенций оказывать консультационную и техническую поддержку бизнесу”, — добавил она.
По ее мнению, если вышеперечисленные меры не будут приняты, то экологическая модернизация в Казахстане останется формальностью, расширяя список «грязных» производств, ухудшая качество жизни населения, оказывая в целом негативное влияние на национальную безопасность государства.