Развитие Алматинского горного кластера, о котором говорят давно, неожиданно вызвало споры в соцсетях. Одни выступают против вмешательства в природу, другие переживают за доступность гор, третьи считают, что развивать инфраструктуру надо. Centralmedia24 с урбанистами, экономистами и путешественниками разбирает, нужно ли что-то менять.
Разработанный Комплексный план предполагает значительные инвестиции как со стороны государства, так и частного капитала. Всё для того, чтобы через несколько лет кластер стал крупнейшим в Центральной Азии всесезонным туристическим комплексом.
Такие проекты запускают не для того, что надо застроить всё подряд – путешественник
Опытный ходок по горам и турист Роман Величко, побывавший на десятках европейских и азиатских склонах, придерживается мнения, что нужно развивать алматинские горы. Он подробно объяснил, зачем нужны блага цивилизации в туристических местах.
«Такого рода проекты реализуют не для того, что надо срочно застроить всё подряд, а потому что реальность сама подталкивает. Одни видят в развитии гор Алматы угрозу природе и очередной «аттракцион для богатых». Другие – шанс, который Алматы давно ждал. Наши горы уже давно находятся под давлением стихийного туризма, который разрушает природу ничуть не меньше, чем стройка без правил. В условиях, когда стране нужны новые экономические точки роста, стоит честно поговорить не только о страхах, но и о возможностях. Я был во многих живописных местах мира и могу сказать наверняка, что выигрывают те станы, которые занимаются ими», – сказал альпинист.


Он привёл пример: в других странах подобного рода развитие подавали как инициативу, учитывающую принципы экотуризма и сервис-индустрии.
Казахстанцы ездят за рубеж отдыхать и тратить миллионы не просто так. И у нас есть такие места. Но в дальнейшем они могут стать ещё лучше.
«Появление новых курортов позволит проводить у нас спортивные мероприятия. Это этапы Кубка мира по разным дисциплинам, международные соревнования, Азиатские игры. Если ими не пользоваться, они так и останутся местом для прогулок. В мире множество примеров, где создание туристического кластера обеспечило сохранность ландшафтов», – отметил Роман Величко.


Как добавил опытный проходчик, если грамотно подойти к вопросу, можно вынести туристические нагрузки из охраняемых зон, ограничить стихийный доступ, усилить сохранение природы и контролировать инфраструктуру.
К слову, в планах Правительства реализовать проект Almaty Superski. Это современный горнолыжный курорт, включающий пик Кумбель и урочище Кок-Жайлау. Ответственным за проект назначили нацхолдинг «Байтерек», а финансирование обеспечит его «дочка» – Банк развития Казахстана.
Акимат: Главный принцип – развитие гор без ущерба экологии
На брифинге в Региональной службе коммуникаций в ноябре 2025 года заместитель акима Алматы Олжас Смагулов ответил на опасения экологов и активистов относительно возможного негативного влияния проекта на экосистему гор.

Он сообщил, что развитие горного кластера имеет стратегическое значение не только для мегаполиса, но и для всей страны.
«Мы рассматриваем этот проект не как застройку, а как меру защиты от хаотичного туризма. Сегодня наши горы перегружены. К примеру, посещаемость «Шымбулака» в 2,5 раза превышает его проектную мощность. Поэтому мы ведём работу с нашими партнёрами. Главный принцип, которого мы придерживаемся – развитие гор без ущерба экологии. При реализации проекта будут учтены все экологические требования и природоохранные мероприятия. Акимат открыт к сотрудничеству и готов к обсуждению проекта с экспертным и экологическим сообществом, чтобы успешно его реализовать», – обратил внимание замакима.

По словам Олжаса Смагулова, во-первых, проект окажет мощный мультипликативный эффект для экономики и обеспечит до 100 млрд тенге налоговых поступлений в год. Во-вторых, это шанс перейти от сырьевой модели к модели услуг.
Мы наблюдаем формирование реального экономического драйвера – экономист
По данным Бюро национальной статистики, общие расходы въездных туристов только с января по июль 2025 года составили 4,6 млрд тенге. Эта цифра уже в два раза больше, чем за весь 2024 год. Наибольшее количество посетителей зафиксировали в Алматы и Мангистауском регионе. Курортные зоны посетили более трети всех туристов. Чаще всего – Алматинский горный кластер и побережье Каспийского моря.
О чём это говорит?
По словам экономиста Айдархана Кусаинова, мировой опыт показывает, что это один из важнейших драйверов развития. Вопрос только в том, насколько грамотно будут вписаны экономические аспекты в экологическую повестку дня.

«Рынок созрел до момента, когда его уже надо не просто промоутировать, а нормально регулировать и расширять. Это транспорт, гостиницы, безопасность, экологическая обстановка и качество сервиса. Но если инфраструктура не успевает, то начинаются перегрузки и провалы. Турпоток стал стабильнее и платёжеспособнее, а спрос – устойчивее. Мы наблюдаем не разовый всплеск, а формирование реального экономического драйвера, который требует от государства и бизнеса задачи удержать качество сервиса и инфраструктуры. Однако туризм следует рассматривать как часть социальной политики, направленной на улучшение жизни казахстанцев, а не только как очередной проект для привлечения зарубежного финансирования. Поэтому переход нужен не только в экономике, но и в сфере воспитания и культуры», – считает Айдархан Кусаинов.
Создание подобных кластеров – это общемировая практика, добавил он. Яркие примеры можно найти от Европы и Китая до ЮАР и Австралии.
«По тем данным, которые есть, к 2029 году число иностранных туристов достигнет миллиона человек в год, а совокупный экономический эффект составит около 300 млрд тенге. По плану туристические сборы будут оставаться в бюджете Нацпарка. Это позволит наладить патрулирование, противопожарные работы и уборку мусора. Слышал, что скоро стартуют общественные слушания, в рамках которых проект обсудят с общественностью. Предлагаю дождаться и не забывать о компромиссах и доверии», – заключил Айдархан Кусаинов.
Нужно создавать инфраструктуру, которая будет поддерживать не только туризм, но и природу – урбанист
Основная нагрузка на предгорья и горы Алматы, создающая угрозу устойчивости, заключается в их ранее неэкологичном освоении, отсутствовавшем чётком плане развития и стихийной, незаконной застройке впоследствии. Именно это изнашивало экосистему, вредило рекам и грунтам. Такого мнения придерживается руководитель, соучредитель Urban Forum Kazakhstan Адиль Нурмаков.

«О нагрузке, которую создаёт поток людей, посещающих горы – она и ущерб от неё значительно меньше. Показатели снижаются ещё сильнее при грамотном планировании инфраструктуры экотуризма. Однако в дополнение к визит-центрам требуется создание полноценной системы подготовки рейнджеров для Нацпарков, а также строгой экологической сертификации всех туристических объектов. Система бы гибко реагировала на изменения. Например, в своё время ограничение для доступа транспорта выше «Медеу» и исключение, оставленное для электроавтомобилей, было оправдано. Но сегодня с развитием рынка электромобилей трафик на этом участке уже начинает создавать серьёзную нагрузку и риски для пешеходов», – отметил эксперт.
Иными словами, инфраструктурный подход может помочь, но он должен ставить в приоритет экологичность.
«Пример курорта «Шымбулак», где до сих пор не рекультивировали срезы склонов, показывает, к чему приводит чисто инфраструктурный подход. Необходимо создавать устойчивые маршруты, продолжать ограничивать доступ транспорта на всех направлениях Нацпарка и создавать инфраструктуру, которая будет поддерживать не только туризм, но и природу. Природа – это общественное достояние, которое нужно охранять, но не закрывать от людей. При этом инфраструктурное развитие не должно иметь целью приносить город в природу, чтобы не усиливать давление на экосистему, которое оказывает экономика потребления и комфорта», – заключил Адиль Нурмаков.
Государство стремится сделать природные достопримечательности доступными для всех. От маломобильных граждан и мам с колясками до иностранных путешественников. Вместе с тем очевидно, что любое развитие на территории особо охраняемых природных зон не может идти вразрез с экологическими требованиями. Сейчас вопрос стоит не в нужности проекта, а в том, каким он будет. Для этого нужно дождаться общественных обсуждений.
Читайте также:

