Как продвигается капитальный ремонт Большого Алматинского канала в черте мегаполиса, какими мифами пугают блогеры местных жителей и почему БАК – это не только рощи да парки? Ответы на эти и многие другие вопросы – в репортаже корреспондента Centralmedia24.
Если бы БАК был одушевлён и мог говорить, он начал бы так:
«Мне более 40 лет, по прямому назначению меня не используют 30 из них, а ещё ни разу не ремонтировали. На строительство потратили огромную сумму – 270 млн советских рублей (около $1,5 млрд или ₽130 млрд/ ₸858 млрд тенге в сегодняшних реалиях). Но в меня стали сбрасывать мусор. Я медленно усыхал под солнцем и осадками. Пока не осталось лишь маленькое, поросшее травой и илом воспоминание о былом величии города».
О капитальном ремонте и обустройстве пляжей вдоль канала говорили на уровне правительства с 2008 года. Наконец, в 2025 году решили навести порядок. Исполнителем задачи со звёздочкой стала одна из отечественных компаний – АО «Павлодарский речной порт».
«Павлодарский речной порт» – не случайная компания, имеет более 60-летнюю историю, и, соответственно, опыт работы: филиалы расположены в городах Атырау, Астана, Алматы. В фирме трудятся более тысячи человек. Как сообщают инсайдеры, компания считается одним из лидеров в строительстве гидротехнических сооружений и дноуглубительных работ.


Краткая справка о Большом Алматинском канале – детище Конаева
Один из мега-проектов общественного деятеля Динмухамеда Кунаева создали для водообеспечения орошаемых земель и освоения новых в Алматинской области. Его длина – 168 км, из них 20 км проходят через Алматы. Сегодня, спустя десятилетия забвения, канал переживает первый капитальный ремонт в своей истории. Далее редакция покажет прошлое, нынешнее и будущее состояние канала.


Помимо Алматы канал тянется по территории трёх районов Алматинской области. Далее по акведукам БАК пересекает реки Иссык, Талгар, Большую и Малую Алматинки.
В самом мегаполисе БАК в основном скрыт в коллекторах, но есть несколько участков, где он выходит на поверхность. Система проходит через Алатауский, Медеуский, Наурызбайский и Ауэзовский районы.
Основную проблему канала видно по самим конструкциям – множественные трещины, местами уничтожены плиты и швы, износились все механизмы.




При детальном изучении некоторых участков до начала капитального ремонта журналист редакции убедился, что даже если внешний вид в порядке, это не говорит о внутреннем качестве. Природа со временем также внесла собственные коррективы. Но обо всём по порядку.
Капитальный ремонт БАКа: сумма ремонта и подрядчик
10 июня 2025 года по результатам конкурса подрядчиком капитального ремонта выбрали АО «Павлодарский речной порт». Это не случайная компания, и она имеет более 60-летнюю историю, опыт работы. Филиалы расположены в городах Атырау, Астана, Алматы. Как сообщают инсайдеры, компания считается одним из лидеров в строительстве гидротехнических сооружений и дноуглубительных работ.
В конце сентября представитель подрядчика, отвечая на критику одного из проектов, сообщил, что компания не уходит от диалога и готова без прикрас показать свою работу. На этом фоне журналист Centralmedia24 посетил объекты БАКа.


В народе работы здесь называют «косметическими» или реконструкционными, но по факту это капитальный ремонт. Знали ли в компании, когда брались за работу, с чем им предстоит иметь дело?
«Нужно быть готовым ко всему и решать вопросы здесь и сейчас, — признались рабочие. — Это львиная часть нашей работы, которую снаружи не видно».
С середины 2025 года к БАКу почти не подойти: по периметру трёх зон отдыха – «Пархач», «Роща Баума» и «Гульдер» – его обнесли забором.

Проект предусматривает ремонт и гидротехнических сооружений с частичной заменой, и подпорных железобетонных стен, пешеходных мостов и ограждений.

При благоустройстве старые малые архитектурные формы, площадки для отдыха, плиты, брусчатку, скамейки, урны и другие невостребованные элементы, которые нельзя больше использовать, заменят.



То, что не представляет опасность и можно привести в порядок, рабочие оставят.



БАК – это не только рощи да парки
По проекту вдоль канала планируют создать современную и доступную инфраструктуру: пешеходные и велосипедные дорожки, освещение, а также благоустройство трёх зон отдыха.
Раньше действительно в БАКе купались люди – в роще Баума был пляж. Мосты и гранитные плиты величественно символизировали творение рабочих прошлых лет. Проект назвали одним из важнейших. Спустя годы не все объекты смогли пережить испытание временем.

Сейчас деревья сохнут без воды, вместо газона – сухая трава. Но этот вопрос обещают решить. В 2026 году подрядчик начнёт соответствующие работы. Для этого уже провели необходимую подготовку по плану.

Далее концепт объекта в рощи Баума — проектное предложение:


Так сейчас выглядит вход в один из коллекторов близ рощи – дюкер:


Техника сюда проедет не каждая. Рабочие не знали, когда ходили с камерами, газоанализаторами и кислородом, кого найдут внутри катакомб. Во время проверки здесь обнаружили около 15 человек без определённого места жительства, а также употребляющих различные вещества людей.
«Позвали полицию. Вскрыли проблему заброшенных мест вдоль БАКа. Сейчас такого уже нет», – рассказал представитель компании на месте.

Недавно снятую плитку аккуратно собрали.

Начальник участка по капитальному ремонту объекта близ парка «Гулдер» Айбар Аубакиров отметил:
«При демонтаже малых архитектурных форм мы их актируем и передаём в районный акимат. Специалисты всё видят. Указываем места складирования. Вот это, например, сложили готовые для отправки – это наша работа. Затем отвозим, подписываем акты передачи и всё – полномочия заканчиваются. Далее акимат сам решает, где и как их использовать. Мы материалами распоряжаться не имеем права. Но если акимат не принимает старую брусчатку, по смете идёт в отвал по причине дефектов на ней. Её в целом нельзя использовать – на материал всегда должна быть гарантия».
Далее покажем как было и как станет по объектам:




Вот так, для сравнения, выглядит участок, куда прогресс по ремонту пока не дошёл:



Ремонт БАКа в Алматы: заблуждения и предрассудки
Местные жители признаются: гуляют здесь часто, и ремонту только рады. Велосипедисты, любители пробежек особенно ждут завершения работ. Однако есть те, кто заблуждается, а потому – недовольны.
Например, один из местных где-то услышал, что 12,4 млрд тенге выделили только на ремонт канала и моста исключительно в роще Баума. Своё возмущение он высказал рабочим при журналисте издания. Мужчине объяснили, что такой бюджет предусмотрен на ремонт всего канала в Алматы. Последовало удивление масштабам выполненных работ, а также предстоящих для подрядчика. Напоследок алматинец сказал, что с нетерпением ждёт положительных изменений.
Важно отметить, что проект направлен не на уничтожение природного памятника, а на его сохранение, восстановление и обеспечение безопасного и комфортного доступа для жителей города.
Как ругать художника за набросок вместо картины
Слухи о том, что БАК «портят» или «уничтожают», подрядчики считают надуманными провокациями.
«Стройка, как плов — пока видишь сырые ингредиенты, выглядит не презентабельно, — сравнили рабочие. — Нужно дождаться конца, чтобы понять, что получилось».
Именно поэтому серые плиты, кучи земли и заборы — это лишь этапы. Судить о результате сейчас всё равно, что критиковать художника за карандашный набросок.



У рабочих — разные задачи. Не на каждом участке требуются одинаковые меры ограничения или техника. Авторский и технадзор проверяет качество установленным регламентам. Кстати, на каждом из посещённых корреспондентом издания участков проводили промежуточный контроль работ. При этом известно, что на частой основе проводятся лабораторные исследования.

Например, испорченный вандалами бетон сразу зафиксировали и внесли в перечень на ближайшее исправление:

Это не так страшно, заверил руководитель проекта, ведь всё фиксируется и решается. Другое дело, что от этого никто не застрахован даже с охраной по периметру и заборами.
Как рассказали рабочие, есть определённая очередность работ. Сначала – уборка мусора, затем – демонтаж, потом загоняют технику, приступают к земляным работам, и после – доработка вручную.
«Обычно работу по прокладке сетей многие не учитывают. Но нужно делать всё не только так, чтобы с виду были видны объёмы работ, а на качество. В любом плане всегда возможны корректировки. Например, дерево по пути сетей. Мы обходим его и берём на себя дополнительные расходы. Чем больше лесной фонд мы сохраним – тем лучше. Насчёт бюджета – деньги просто так никому не дают. На нашу работу, на весь масштаб смотрят. К тому же, есть гарантия выполнения работ. Заказчик в лице государства ведёт контроль», – пояснил представитель подрядчика.
Что будет в гранитными плитами в роще Баума
Корреспондент редакции прошёл по роще Баума в Турксибском районе. Сразу, что бросается в глаза – состояние гранитных плит.


Нижняя часть лестницы совсем осыпалась. Некоторые из камней заменят, другие почистят и вернут на место.


«Обработка гранита дорогая. Верхнюю часть в советское время сделали. Вот, как она выглядит вся. Вытащили, зачистили и обратно на раствор. Это кропотливая работа. Здесь важно то, что они были и обратно вернутся. Если где-то не хватает, то будем новый гранит заказывать и заливать», – сказал представитель компании по проекту.
«Сейчас идёт подготовка к армированию пляжной зоны, монтаж опалубки последней линии. Затем планируем заливать бетон. На этой неделе работы проведём. Смотря от погоды, 7-10 дней. Усложняется процесс тем, что техника не может проехать через мост. Фиксируем разбитый гранит. Мы вынуждены его снять. Не все работы включили в проект, исходя из анализа канала от 2022 года. К 2025 году состояние канала лишь ухудшилось. Но мы работаем», – объяснил руководитель на участке Руслан Исенгараев.

«Здесь видно, что когда-то проводили ремонт моста – гранит разного цвета, ограждения иного формата. По первоначальному плану по мостам – очистка и покраска. Но видим, что так не пойдёт. Здесь будем делать замену. Мостами капитально займёмся в следующем году. Таких незапланированных случаев много, их мало кто видит в нашей работе», – добавил представитель компании.

Сюрпризы не по плану
На участке по улице Вдоль БАКа около рынка «Салем» больше всего зафиксировали неподлежащих ремонту повреждений на плитах. Около 80% рабочие уже демонтировали и вывезли. Сложность в том, что из-за таких значительных повреждений вода со временем подмыла всё вплоть до основания.



«На этом участке снимают старые плиты. Демонтажу подлежит около километра. Занимаются уплотнением откосов, выравниванием и наполнением пустот. Узнали о них после очистки и вскрытия. Далее идёт процесс армирования, устанавливается опалубка и заливается бетон. Где были лужи, ребята вручную убирали их. Летом сделали работу с опережением, дожди в сентябре всё нивелировали. Но сначала всё очистили, провели осмотр и приступили к работам. До середины октября на этом этапе их завершат и подготовят к процессу бетонирования», – сказал представитель подрядчика.
Здесь есть и пешеходный мост, которого нет в смете. В компании, несмотря на отсутствие обязательств к объекту, обещают его очистить и покрасить.

Когда-то при монтаже монолитных плит на этом, а также других участках, работы сделали не по плану. Далее по каналу при визуальном и физическом обследовании журналист редакции убедился, в чём именно во время капитального ремонта подрядчики обнаружили сложность:
Ещё на границе с областью есть так называемый нулевой участок, со стороны которого и начинается зона ответственности компании. Сейчас здесь проводят подготовку. Невооружённым взглядом видно, с чем ранее столкнулись рабочие.

Строительный мусор всё ещё сбрасывают в БАК
С семикилометрового участка в Алатауском районе, по словам работников, водители 25-тонных грузовиков совершили 140 выездов по вывозу мусора на полигоны. Рядом на границе города расположен частный сектор. Неизвестные скидывают в канал отходы стройматериалов. В одну из октябрьских ночей некто оставил кучу асфальта около БАКа. Найти злоумышленника пока не удалось.

Кстати, здесь же подрядчики столкнулись с новым сюрпризом – дерево, выросшее внутри канала.
Что с ним будет далее – решают чиновники. Но какое решение бы не приняли, работы лягут на плечи подрядчика.
Обойдя почти всю территорию канала, где ведутся работы, становится очевидно, что капремонт БАКа — это не только бетон и гранит около рощи или парка. Это шанс вернуть каналу жизнь на всём его протяжении, а городу — дать новые зоны отдыха.

До конца 2025 года всё идёт по намеченному плану, уверяют руководители участков. В 2026 году подрядчик продолжит работы, в том числе по озеленению и укладке асфальта. Сегодня это стройплощадка с забором и грязью. Завтра — обновлённая система. Осталось лишь дождаться указанных сроков.