В Казахстане отменили госрегулирование цен на ГСМ. Приказ отменяющий контроль над ценами на нефтепродукты был подписан еще в конце января. Centralmedia24 решил разобраться, какие изменения произошли с этого периода.
По данным globalpetrolprices.com на конец февраля, в Казахстане 1 литр бензина в среднем стоил $0,489, а дизельного топлива — $0,581.
В рейтинге стран по доступности бензина страна находится на 10 месте. Дешевле чем в Казахстане топливо продают в Малайзии, Туркменистане, Алжире, Кувейте, Египте, Анголе, Венесуэле, Ливии и Иране.

В остальных 159 странах, в которых также проводят это исследование, он стоит дороже, чем в РК. Самые высокие цены на бензин в Израиле ($2,1), Исландии ($2,2) и Гонконге ($3,4).
Цены на ГСМ также отличаются с соседними Россией, Кыргызстаном и Узбекистан. Разница составляет иногда полтора – два раза. Что порождает риски контрабанды. Так АФМ выявила банду контрабандистов, незаконно вывозивших казахстанский бензин АИ-92 в Кыргызстан. Ведомство заявило, что подозреваемые, закупая на территории РК топливо под видом растворителя и дистиллятов, незаконно вывозили его за пределы страны по поддельным документам.
«В ходе оперативно-розыскных мероприятий на станции «Турксиб» задержаны 8 железнодорожных цистерн с бензином марки АИ-92, отгруженных с мини-НПЗ «Кара Май ОйЛ», общим объемом около 500 тонн, следовавших в Кыргызстан. Всего с указанного мини-НПЗ за 2023-2024 годы в соседнее государство экспортировано более 102 тыс. тонн ГСМ», — сообщили в АФМ.
В ведомстве рассказали, что по предварительным данным, теневой оборот преступной группы за последние два года мог составлять более 15,5 млрд тенге.
В связи с тем, что в Казахстане бензин гораздо дешевле, чем соседних странах, правительство уже в течение нескольких лет вводит и продлевает запрет на вывоз бензина и дизтоплива автомобильным и железнодорожным транспортом.
Ранее в АФМ уже поднимали этот вопрос. В ведомстве заявляли, что в Казахстане возник риск увеличения «серого» экспорта ГСМ, в том числе переработанного на НПЗ малой мощности. Говорилось, что в связи с имеющимся диспаритетом в ценах, ГСМ вывозится на легковых авто, как в заводских, так и переоборудованных бензобаках.
Только на казахстанско-кыргызской границе в месяц таким способом вывозится до 10 тысяч тонн ГСМ.
Также, вывоз осуществляется железнодорожными цистернами по документам прикрытия, в которых указываются иные данные о перевозимом товаре.
Такая контрабанда ударяет как по производителям, так и по потребителям.
В правительстве обещают, что отмена госрегулирования цен эту проблему поможет решить и ГСМ перестанет быть лакомым куском для контрабандистов.
Как заявлял министр энергетики Алмасадам Саткалиев, повышение цен на бензин будет контролироваться и приводиться к рыночным – плавно.
Пока что вышедшие на момент публикации данные Бюро нацстатистики это обещание не опровергают. Вклад цен на бензин в годовую инфляцию в феврале составил 0,07%. А стоимость литра топлива выросла на 1,5%. Однако цены перестали регулировать только в одном, из анализируемых месяцев.
Остается только следить за уровнем цен в течение года и тем, сходятся ли обещания чиновников и реальная картина.