В начале июня на портале «Открытые НПА» МВД опубликовало проект поправок в Правила выдачи иностранцам и лицам без гражданства разрешения на временное и постоянное проживание в Казахстане. Хоть документ находится на стадии обсуждения до 19 июня, некоторые ЦОНы уже применяют неутверждённые правила с начала года. Какие изменения планируют внести и с какими проблемами сталкивались иностранцы при оформлении РВП — разбирался журналист Centralmedia24.
Документ опубликовали 2 июня 2025 года. Инициатор — Министерство внутренних дел.
Весной 2025 года внесли изменения в порядок публикации документов на портале «Открытые НПА». Теперь большинство проектов (за исключением концепции регуляторной политики и др.) размещают в сокращённом формате — краткая выжимка с предложенными изменениями без конкретики, поэтому за уточнениями часто приходится обращаться к разработчикам.
Как сказано в опубликованном документе, основанием для разработки проекта по РВП стали несколько приказов:
- об обязательном медицинском страховании;
- об утверждении Правил предоставления и получения сведений о трудовом договоре в Единой системе учёта трудовых договоров;
- о ратификации договора о Евразийском экономическом союзе.
Корреспондент Centralmedia24 уточнил в МВД, что конкретно изменится в процедуре выдачи РВП.

Что изменится в правилах выдачи РВП в Казахстане: ответ МВД
В МВД, отвечая на запрос редакции, рассказали, как будет выглядеть процедура получения РВП.
Для начала «услугополучатели» должны обратиться по месту регистрации в территориальные органы полиции. Если говорить о разрешении по работе, то в этом случае услугополучатели:
- руководитель работника-иностранца или доверенное лицо, которое имеет нотариальную доверенность;
- работник, если он является самозанятым.
«Далее услугодатель подаёт заявку через госкорпорацию («Правительство для граждан». — Ред.) либо через портал (еGov. — Ред.). Для этого необходимо заполнить заявление-анкету о выдаче иностранцу или лицу без гражданства РВП по необходимой форме и приложить документы, список которых будет меняться в зависимости от цели пребывания», — сказано в проекте НПА.
При подаче заявки и оформлении документов офлайн необходимо личное присутствие услугополучателя «либо поверенного лица по приказу или доверенности».
«Уполномоченный сотрудник услугодателя (имеется в виду миграционный офицер. — Ред.) после приёма документов, в том числе заявок, поступивших через госкорпорацию или портал, проверяет их на соответствие сведений в Единой системе учёта трудовых договоров (ЕСУТД) с данными работодателя», — сказано в ответе МВД на запрос Centralmedia24.
Проверяют в том числе и на «соответствие указанного в ЕСУТД основания для осуществления трудовой деятельности иностранного работника со сведениями работодателя».
Речь, очевидно, о трудовом договоре. Ранее в перечне необходимых проверок в правилах не было пункта о ЕСУТД.
Кроме того, договоры гражданско-правового характера (ГПХ) до последнего времени не надо было вносить в ЕСУТД. При подаче электронной заявки через портал отсутствовала возможность выбрать опцию прикрепления договора ГПХ. Об изменениях в этом ключе в ответе МВД не упоминалось.

Документы должны принять и проверить в день поступления, и либо подтвердить их приём, либо отказать с указанием причин.
«В случае предоставления услугополучателем неполного пакета документов или документов с истекшим сроком действия, либо отсутствия сведений в информационной системе уполномоченный сотрудник услугодателя отказывает в приёме заявления и выдаёт расписку об отказе в приёме документов на выдачу РВП по утверждённой форме», — сказано проекте поправок.
Расписка должна выглядеть так:
При успешном приёме документов через «Правительство для граждан» или офлайн услугополучателю также должны выдать расписку.

Кто ещё может подать заявку на получение РВП
В поправках сказано, что документы на оформление РВП также могут подавать:
- Те, кто своевременно обратился за получением госуслуги, но сроки пребывания истекли вследствие сбоев информационных систем (при наличии акта сбоя, подписанного госкорпорацией либо МЦРИАП и услугодателем) или в результате ошибочного отказа со стороны услугодателя. До этого в правилах не было пункта об ошибочном отказе, а право подписания акта сбоя принадлежало лишь госкорпорации и услугодателю (без МЦРИАП).
- Привлечённые к административной ответственности по статье 517 КоАП РК за нарушения в области миграции населения, а точнее за невыезд из Казахстана в течение 30 суток после истечения срока, установленного законодательством РК (в остальных случаях приём документов не допустим). Ранее этот срок был 10 суток.
- Дети до 16 лет после принятия судом решения о прекращении судебного производства в связи с малозначительностью правонарушения и привлечённые к административной ответственности по статье 517 КоАП РК за уклонение от выезда из Казахстана в течение 30 суток. Ранее этот пункт отсутствовал.

Документы для РВП в Казахстане: теперь нужна медстраховка
Теперь при подаче заявления на оформление РВП иностранцам необходима копия вменённой медицинской страховки. Документ относится к добровольному страхованию, но в этом случае приобретает обязательный характер.
«Её оригинал услугополучатель предоставляет для сверки при подаче документов. Страховка должна быть зарегистрирована в информационной системе Saqtandyry и покрывать первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях и в экстренной форме на условиях, определённых соглашением сторон с соблюдением минимальных требований, установленных законами РК», — пояснили в МВД РК.
Если говорить о пребывании иностранцев в Казахстане по работе или на основании воссоединения с семьёй, то ранее такого требования не предъявляли к гражданам стран-участниц ЕАЭС. Необходимость оформления медстраховки ложилась на плечи только иностранной рабочей силы, прибывшей из третьих стран.
Чаще всего оформление рабочего договора подразумевает, что компания-работодатель сама отчисляет взносы за ОСМС. Однако теперь даже в этом случае требуется годовая страховка.

Оформление РВП в Казахстане: опыт и проблемы
По словам многих иностранцев, требовать медстраховку и сверять данные с ЕСУТД начали ещё с января 2025 года. При этом из-за перехода на цифровой формат в ЦОНах были проблемы с работой баз. Многие приезжие, пытавшиеся оформить РВП зимой и весной 2025 года, столкнулись с отказами, потерей их данных и другими проблемами.
Необходимую теперь так называемую вменённую медстраховку оформляют частные компании. Стоит она от 15 000 тенге и выше.
Скриншоты одного из миграционных Telegram-чатов показывают, что медстраховку начали требовать с февраля и марта 2025 года, хотя нового НПА тогда даже не существовало.


Так выглядел список документов, необходимых для оформления РВП по работе для гражданина ЕАЭС весной этого года в Алматы: тут и медстраховка, которая обошлась получателю в 22 000 тенге, и необходимость предоставления справки из ЕСТУД.

Участники чата отметили, что в разных регионах свои правила приёма заявок и список документов. В базовом списке требуемого документа может не быть, а по факту сотрудники ЦОНов запрашивают его.

Как рассказал Centralmedia24 гражданин РФ Даниил Алексеев, который весной 2025 года получал в четвёртый раз РВП по работе в Алматы, «разные ЦОНы, действительно, требуют разное».
«Пока я в этом году бегал с бумажками по инстанциям — намучился как никогда. В прошлом году таких проблем не было. Ни в ЦОНах, ни в миграционной при этом не могли указать, где в законодательстве, к примеру, требования о вменённой медстраховке. Про дактилоскопию я вообще молчу. Я лично знаю минимум трёх человек, которые были вынуждены сдавать её заново, хотя уже сдавали в прошлом году. Их отпечатки потеряли на очередном витке цифровизации. Я сам семь часов ждал очередь, и три из них стоял на жаре у ЦОНа», — пожаловался молодой человек.
Он получил заветное разрешение только с четвёртой попытки, при этом «предлоги для отказа были разные». Относительно нововведений Даниил считает, что «законодательство, наконец-то, решили привести в порядок», и надеется, что в следующем году с оформлением документов будет проще.
Стоит отметить, что ужесточение миграционного законодательства и усиление контроля над приехавшими в страну иностранцами продолжается в течение нескольких лет. С 1 января 2024 года в Казахстане ввели обязательную дактилоскопическую регистрацию для иностранных граждан при оформлении некоторых документов, включая визы, разрешения на временное и постоянное проживание, а также виды на жительство.
Читайте также: