Портал о логистике на Ближнем Востоке Logistics Middle East разобрал, как Казахстан превращается в ключевой транспортный узел Евразии благодаря Среднему коридору и инвестициям в инфраструктуру. Объёмы транзита грузов растут, а страна укрепляет связи между Азией и Европой. Centralmedia24 приводит важное из анализа профессионалов в сфере логистики.
Стратегический рост за счёт увеличения объёмов грузоперевозок
В первые месяцы 2025 года экономика Казахстана выросла на 6% – это лучший показатель за последние 12 лет. Ключевую роль сыграли промышленность, строительство, торговля и транспортные услуги.
Правительство определило международную торговлю и логистику как приоритетные направления для обеспечения устойчивого развития в долгосрочной перспективе.
Цифры подтверждают амбициозные планы:
- в 2024 году через Казахстан перевезли 34,6 млн тонн грузов: 27,5 млн тонн по железным дорогам и 7,1 млн тонн – по автомобильным трассам;
- к 2030 году этот объём, по прогнозам, достигнет 100 млн тонн.
Важным драйвером роста стало соглашение с Китаем, которое предусматривает увеличение числа контейнерных поездов с 600 до 3000 в год к 2029 году. Это позволит значительно усилить транзитные потоки.
Казахстан занимает центральное место в 13 международных транспортных коридорах, связывающих Китай, Европу, Россию, Каспийский регион, страны Персидского залива и Южную Азию. Среди ключевых маршрутов – ТРАСЕКА, Международный транспортный коридор Север-Юг и быстро набирающий популярность Средний коридор (Транскаспийский международный транспортный маршрут). Последний становится востребованной альтернативой для торговых путей между Азией и Европой, предлагая устойчивый и эффективный маршрут.
Проекты по модернизации инфраструктуры
Казахстан направляет серьёзные инвестиции в транспортную сеть. В 2025 году модернизируют 13 000 км автомобильных дорог и 6100 км железнодорожных путей. Параллельно строят или обновляют шесть аэропортов, а также реализуют два крупных проекта в морском секторе.
Пять крупных железнодорожных проектов стоимостью 2,3 трлн тенге направлены на укрепление связей с Китаем и странами Центральной Азии.
К 2029 году власти планируют обновить 11 000 км путей, что позволит сократить время доставки грузов от ключевых узлов, таких как «Хоргос», Алматы и Астана, до порта Актау. Эти изменения создают новые «Северные» и «Средние» маршруты, дополняющие существующий коридор «Западная Европа – Западный Китай», и повышают эффективность транзита.
Сейчас в Казахстане модернизируют 9000 км дорог, а 1083 км – на стадии реконструкции. Из них 847 км планируют завершить к концу 2025 года.
Один из значимых проектов – автомагистраль «Центр – Запад», которая сократит расстояние между Астаной и Актау на 889 км. Это упростит транспортировку грузов на западные экспортные рынки и повысит их конкурентоспособность.
Кроме того, Казахстан активно развивает авиационную инфраструктуру: строят три новых аэропорта, модернизируют несколько действующих хабов.
В 2024 году шесть местных авиакомпаний выполняли 669 рейсов в неделю по 57 маршрутам. Международные рейсы связывают Казахстан с 31 страной по 119 направлениям.
В 2025 году запланированы новые рейсы в Рим, Мюнхен, Будапешт, Шанхай, Гуанчжоу и Пусан, а в 2026 году начнутся прямые перелёты в США.
К 2029 году аэропорты страны смогут обслуживать 65 млн пассажиров и обрабатывать 500 000 тонн грузов ежегодно. Новая частная грузовая авиакомпания уже начала работу с флотом из трёх самолетов.
В порту Актау в ближайшее время начнут проводить дноуглубительные работы, чтобы увеличить пропускную способность. Казахстан планирует купить 17 новых судов, включая четыре парома, для расширения торгового флота. В порту Курык построили зерновой терминал мощностью 1 млн тонн, а в Сарже запустили проект многофункционального терминала с годовой пропускной способностью до 11 млн тонн. В июне 2025 года в Актау заработал контейнерный хаб, увеличивший мощность порта до 240 000 TEU. Новый терминал Казахстана открыт в порту Поти (Грузия). Страна также развивает терминальную сеть в ключевых логистических центрах: Сиане и Ляньюньгане (Китай), Селетино (Россия), Ташкенте (Узбекистан), Аляте (Азербайджан) и Венгрии, укрепляя своё присутствие на торговой оси Восток–Запад.
Региональный лидер с глобальным видением
Казахстан активно развивает трансграничное партнёрство через Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА). Эта платформа способствовала запуску стратегических совместных предприятий, таких как:
- Middle Corridor Multimodal Ltd. (Казахстан, Азербайджан, Грузия);
- Caspian Integrated Maritime Solutions (Казахстан, ОАЭ);
- KPMC Ltd. (Казахстан, Сингапур);
- SK-AIH Investment Fund Ltd. (Казахстан, Азербайджан).
Эти проекты привлекают иностранные инвестиции, развивают мультимодальную логистику и укрепляют связи вдоль Среднего коридора, делая его более конкурентоспособным.
Центральная Азия с совокупным ВВП более 400 млрд долларов и населением свыше 80 млн человек становится значимым экономическим блоком. Казахстан играет ключевую роль в этой трансформации благодаря инвестициям в транспорт, цифровизацию и модернизацию инфраструктуры. Страна использует своё стратегическое положение на перекрёстке Азии и Европы, чтобы стать главным логистическим узлом Евразии.
После перестройки глобальных цепочек поставок с 2022 года Казахстан ускорил своё развитие. Интегрированная сеть наземных, морских и воздушных маршрутов подчёркивает растущую роль страны в формировании логистики будущего. Амбициозные проекты и международное партнёрство позволяют Казахстану не просто следовать мировым трендам, но и активно задавать их, укрепляя свои позиции на глобальной арене.