Как в Казахстане обновляют систему подготовки и повышения квалификации воспитателей-педагогов, рассказали в Минспровещения.
Сколько педагогов работают в детских садах
В 11,8 тысячи дошкольных организаций работают 102 тысячи педагогов. Из них 59 тысяч – в государственных и 43 тысячи – в частных.
В Казахстане установили норму прохождения повышения квалификации не реже одного раза в три года. По данным Министерства просвещения, около 33% педагогов ежегодно проходят курсы по 120 образовательным программам.
«Мы обновили содержание курсов, усилили методическую поддержку и ввели посткурсовое сопровождение педагогов», – рассказали в Минпросвещения.
Также в Казахстане утвердили профессиональный стандарт «Педагог», который определяет требования к квалификации, компетенциям и условиям труда. Документ задаёт единые критерии для педагогов всех уровней образования, кроме высшего.
Подготовка воспитателей
По направлению «Дошкольное воспитание и обучение» подготовку ведут 39 вузов и 119 колледжей страны.
«Мы пересмотрели подходы к обеспечению входа в профессию педагога и содержанию образовательных программ, методов обучения и процедур аттестации», – рассказали в министерстве.
Учебные планы обновили с учётом цифровых технологий, современных форм оценки знаний и требований к практической подготовке.
Центры компетенций и мобильные группы
В регионах работают 337 Центров компетенций и 286 мобильных групп при управлениях и отделах образования. Центры проводят семинары, стажировки и мастер-классы, а мобильные группы консультируют педагогов, помогают готовиться к аттестации и проводят практикумы.
«Методическая помощь, которую оказывают мобильные группы, усиливает охват педагогов и повышает их компетентность», – добавили в пресс-службе министерства.
В 2025 году прошло более 560 обучающих мероприятий для 18,4 тысячи педагогов, методистов и руководителей дошкольных организаций.
Курсы и сопровождение
Курсы повышения квалификации теперь включают больше практических модулей. Такие модули связаны с современными методами работы и цифровыми инструментами обучения. После завершения курсов педагоги получают дополнительную методическую поддержку и консультации в рамках посткурсового сопровождения.
«Мы расширили спектр образовательных программ для учителей и воспитателей и усилили практическую часть обучения», – сообщили в министерстве.
Международные программы и статистика
По данным Национальной базы образовательных данных, 47 812 педагогов (46,7%) имеют квалификационные категории. Из них 40 738 – по новой системе аттестации.
84% педагогов имеют профильное образование. Это более 66 тысяч специалистов, включая руководителей, методистов и воспитателей.
Специальности сферы раннего развития включили в перечень приоритетных направлений международной стипендии «Болашак».
Развитие педагогического состава в Казахстане проходит через обновление стандартов, повышение квалификации и расширение методической поддержки. Министерство концентрируется на создании единой системы профессионального роста педагогов и повышении качества преподавания.
Читайте также: Ваучеры для детских садов и предшкольная подготовка: что меняют в системе дошкольного образования

