Экономист Айдархан Кусаинов продолжает обсуждать IMEI-верификацию в своём Telegram-канале. Он отметил, что тема «болезненная и противоречивая», и тезисно разъяснил преимущества нововведения для казахстанцев.
«Во-первых, верификация не запрещает покупать гаджеты на маркетплейсах или завозить купленное из-за границы. Купил – показал, что и где купил. IMEI прошёл верификацию, то есть подтвердил, что он нормальный, «не битый, не крашеный» – пользуйся. Если не прошёл, то там есть варианты – можно и деньги вернуть, если добросовестно купил на территории (или с территории) страны. Так что нет никаких ограничений покупать самому, зато есть проверка, что правильное купил.
Во-вторых, тема верификации – это не тема маркировки. Когда вводится маркировка – это да, большие допзатраты как на стороне производителей (импортёров), так и на стороне контроля исполнения – всякие там проверки магазинов, продавцов и т.д. и т.п.
IMEI – это уже существующая международная маркировка, которая уже нанесена (прошита) в приборах изначально. С другой стороны, неправильный IMEI автоматически блокируется. Здесь нет «охоты в местах продаж». Понятно, что система требует допзатрат – ведения данных, обновление, поддержание, обслуживание, но эти затраты на потребителя и на остальные госорганы незначительны.
В-третьих, это и не утильсбор. Изначальная природа утильсбора иная – это нетарифное ограничение импорта, поэтому он всегда немаленький. То, как страна распоряжается такими деньгами – это второй вопрос.
Возможно, в вопросе утильсбора у нас получилось «как всегда», но это «как всегда» абсолютно точно и ровно такого же порядка, как в льготном кредитовании и другом субсидировании бизнеса, гос- и квазигосзакупках и всяких «антикризисных мерах».
Верификация – это не нетарифное ограничение, и даже вообще не ограничение – это просто верификация сделанного импорта.
В-четвёртых, расшифрую написанное выше про безопасность. Текущая регистрация IMEI и SIM к владельцу идентифицирует принадлежность, но не происхождение. В текущих цифровых реалиях след или происхождение зачастую важнее, и этот вопрос решается верификацией.
Ну и, в-пятых, да – это борьба с серым (полулегальным или нелегальным) импортом. И как со всеми полулегальными и нелегальными явлениями с этим бороться нужно. В данном случае принятая модель верификации является эффективно сконструированной мерой с учётом затрат (см. пункт 2) и выгод, особенно включая вопросы безопасности и цифровой чувствительности предмета».
Ранее Айдархан Кусаинов предложил рассматривать верификацию IMEI, как вопрос нацбезопасности.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

