В октябре 2025 года инспекторы Авиационной администрации Казахстана (ААК) сообщили о проверках в аэропортах Астаны и Алматы. Мониторинг затронул пунктуальность рейсов, качество обслуживания и соблюдение прав пассажиров. Причиной стали участившиеся жалобы на задержки, внезапные замены бортов и неудобства при перелётах. О результатах проверок – в материале Centralмedia24.
Осенью главной темой совещания под председательством вице-министра транспорта Талгата Ластаева стала защита прав пассажиров.
«В настоящее время в случае замены воздушного судна выплата компенсации предусмотрена только для пассажиров бизнес-класса. Необходимо проработать запрет авиакомпаниям на замену воздушного судна, а также предусмотреть обязательный резерв по замене бортов FlyArystan – на FlyArystan, Air Astana – на Air Astana», – поручил вице-министр транспорта.
Дело в том, что в некоторых ситуациях Air Astana заменяет борт на самолёт «дочерней» компании FlyArystan. При этом последний является лоукостером. Выходит, что пассажиры материнской компании платят за комфорт Air Astana, а могут получить место в бюджетном FlyArystan. При этом на компенсацию при замене борта могут рассчитывать не все.
Отдельно подняли вопрос доступности регистрации. Например, онлайн-регистрация FlyArystan доступна за 30 дней до вылета. Однако в аэропорту услуга платная. Это создаёт трудности для пожилых пассажиров и людей с инвалидностью, не пользующихся мобильными приложениями компаний.
По итогам совещания решили направить инспекторов ААК в аэропорты Астаны и Алматы. Планировали наблюдать за задержками рейсов и провести опрос пассажиров.
Корреспондент Centralмedia24 направил запросы в Авиационную администрацию, чтобы узнать о результатах проверок.
За что оштрафовали FlyArystan и SCAT
Мониторинг провели с 6 по 15 октября. В аэропортах круглосуточно дежурили специалисты, которые опрашивали пассажиров.
«По результатам мониторинга за нарушение правил перевозки пассажиров на воздушном транспорте специалисты Комитета гражданской авиации составили протоколы об административном правонарушении. Два из них в отношении авиакомпании FlyArystan и ещё один – в отношении SCAT», – рассказали в ААК.
Общая сумма штрафа составила более 580 тысяч тенге.
Почему задерживают рейсы
При этом ответственность за задержку рейсов несёт перевозчик, даже если заминка произошла по вине аэропорта или поставщика услуг.
Чаще всего задержки рейсов происходят из-за ограничений в аэропорту вылета. Неэффективная ротация воздушных судов занимает второе место в списке частых причин.
«Есть рейтинг OTP (On-Time Performance) – это процент рейсов авиакомпании, прибывших или вылетевших вовремя (обычно с задержкой не более 15 минут). Рейтинг OTP используют как ключевой показатель надёжности авиаперевозчика. Это, как правило, публичный показатель, так как авиакомпании обычно публикуют его в своих годовых отчётах, на официальных сайтах», – разъяснили в администрации.
За две недели борт Air Astana 31 раз заменили на самолёт FlyArystan
Что касается частоты и причин замены воздушных судов, в администрации привели в пример группу компаний АО «Air Astana». По данным ААК, с 15 сентября для группы компаний выделили одно резервное воздушное судно. Его предоставила авиакомпания АО «FlyArystan».
«С 1 по 14 октября 2025 года выполнили 31 замену воздушного судна для рейсов Air Astana на резервное воздушное судно авиакомпании FlyArystan. Замены воздушных судов производили с целью предотвращения задержек и потенциальных отмен рейсов, вызванных сбойными ситуациями. А их основными причинами стали технические неисправности самолётов», – рассказали в ААК.
В администрации сочли целесообразным и дальнейшее применение такой практики, хотя ранее обсуждали запрет замены судов. В ААК решили, что это «предотвращает задержки и потенциальные отмены рейсов».
За компенсацией за замену самолёта – в суд
Одна из основных жалоб пассажиров – компенсация за замену самолёта. Но как оказалось, такие правила регулируют сами авиакомпании.
«Согласно пункту 1, статьи 76 Закона РК «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации», коммерческие воздушные перевозки выполняют на основании договора. Возможности и случаи, при которых возможен возврат уплаченных средств, определяет именно договор», – уточнили в ААК.
Однако в администрации подчеркнули, что товарно-денежные и иные имущественные отношения регулирует Гражданский кодекс. Проще говоря, можно добиться компенсации в суде.
«Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полётов и/или авиационной безопасности. Пассажирам при этом предлагают полный возврат либо перебронирование на ближайший доступный рейс», – пояснили в администрации.
При этом перевозчиков обязывают иметь резервные самолёты на случай форс-мажора.
Пассажиры с инвалидностью могут рассчитывать на бесплатную регистрацию в аэропорту
Что касается платной регистрации на рейс, обязать авиакомпании делать это бесплатно чиновники не могут. Как и в случае с компенсацией при замене борта государство не регулирует установленные перевозчиком правила.
«В настоящее время рынок пассажирских авиаперевозок не подпадает под государственное регулирование. Казахстанские авиакомпании формируют цены и тарифы на авиабилеты исключительно на основе рыночных механизмов ценообразования (спроса и предложения), то есть используют динамическое ценообразование. Это же касается льгот и скидок на авиабилеты для граждан с инвалидностью. Их предоставляют по усмотрению авиакомпаний в рамках социальной ответственности», – отметили в администрации.
В аэропортах Астаны и Алматы пассажиры с инвалидностью могут заранее запросить услугу сопровождения с парковки. Их встретит и проводит квалифицированный персонал. При бронировании и покупке авиабилета пассажир может сообщить, какие специальные услуги и помощь потребуются в аэропорту и во время полёта.
«В этих аэропортах есть отдельный штат сотрудников по обслуживанию пассажиров с инвалидностью. Что касается предоставления бесплатной регистрации в аэропортах, пассажиров с инвалидностью обслуживают в приоритетном порядке вне очереди. Это касается всех стоек регистрации во всех аэропортах. Регистрация в аэропорту проходит на бесплатной основе, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки», – отметили в ААК.
Казахстан — один из лидеров рейтинга авиационной безопасности
Между тем 10 ноября стало известно, что Казахстан вошёл в число лидеров по авиационной безопасности в мире. Результаты итогов комплексного аудита авиационной безопасности (USAP-CMA) опубликовала Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Аудит проходил в Казахстане с 30 августа по 15 сентября.
«По результатам проверки уровень соответствия международным стандартам ИКАО в Казахстане составил 95,7%. Этот показатель значительно превышает мировой (72,01%) и среднеевропейский уровень (87,92%). Показатель Казахстана является одним из самых высоких не только среди стран СНГ, но и в Евро-Азиатском регионе ИКАО (EUR/NAT)», – сказано в сообщении.
Для сравнения:
- Азербайджан – 74,66%;
- Узбекистан – 85,47%;
- Кыргызстан – 85,76%;
- Грузия – 89,75%;
- Беларусь – 91,85%;
- Россия – 94,14%.
Выше в рейтинге оказались только ОАЭ (98,4%) и Катар (96,72%).
Предыдущий показатель Казахстана по авиационной безопасности составлял 83%.
Читайте также:

