В оборонной промышленности Казахстана назревает скандал. В апреле 2025 года тогда ещё министру обороны Руслану Жаксылыкову, как и всем присутствовавшим на презентации в Астане, гордо объявили о выпуске в год 500 амфибийно-бронированных машин Terrex – Barys-A 8×8. Звучало так, будто бы всё уже решили. Но официальные ответы госструктур, полученные Centralmedia24, показали иную картину.
Боевая машина пехоты по сингапурской технологии
О преставлении на заводе Kazakhstan Paramount Engineering (KPE) стало известно из публикации медиаресурса, принадлежащего бизнесмену Айбеку Барысову. Он же – председатель правления Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Преподнесли это так, что на фоне военных реформ в Казахстане и заявлений президента о необходимости обновления техники KPE представила министру проект новой бронемашины – Barys-A 8×8 на базе платформы Terrex II.
Зарубежные производители военной техники в лице сингапурских ST Engineering ещё в декабре 2024-го говорили о начале партнёрства с KPE. Из предоставленных данных следует, что платформа новой машины основана на испытанной в полевых условиях Terrex. Целью же сотрудничества назвали объединение сильных сторон компаний, чтобы предложить эффективное решение для Вооружённых сил Казахстана.
«Это прорыв для нашего подразделения Land Systems в плане получения первого за последние годы значительного международного контракта на поставку наземной платформы, а также выхода на новый рынок в Центральной Азии», – цитировали журналисты слова президента подразделения Land Systems в ST Engineering Кок Анн Лимом.
По условиям договора, казахстанская сторона получила проектно-техническую документацию на производство и разработку амфибийных машин этого класса, новейшие технологии проектирования и производства отдельных узлов и агрегатов для создания такой техники.
В публикации казахстанского издания говорили о высокой степени локализации (70%), трансфере технологий и запуске производства в 2025 году. Акцент сделали на том, что машина не просто бронетранспортёр, а амфибия, способная преодолевать водные преграды, что для Казахстана с его реками и каналами выглядит востребованным решением. Заявленная мощность производства – 500 единиц в год.
Интерес к такой красиво расписанной картине обоснованный, так как подобные заказы военной техники у частных производителей проходят через бюджет. Заинтересованные госструктуры – Министерство обороны и Министерство промышленности Казахстана. Но дни сменялись месяцами, а дополнительной информации KPE по машинам так и не публиковала.
Оказалось, машины никто не покупал. Более того, вопрос производства к концу 2025 года находится в «зоне ожидания». Об этом в ответах на запрос редакции рассказали в профильных министерствах. Centralmedia24 также отправила вопросы в KPE, чтобы выяснить детали, но спустя несколько недель на момент публикации ответа не последовало.
Минобороны: Terrax – Barys-A 8×8 не покупаем
В официальном письме военные признали, потребность в амфибийной технике есть, но покупку указанных машин компании они не проводили.
«Потребность продиктована имеющимися естественными водными преградами, преодоление которых вброд невозможно без специально созданной для этих целей техники. Приобретение товаров военного назначения осуществляется в рамках государственного оборонного заказа, в том числе боевые колёсные машины. Финансирование государственного оборонного заказа осуществляется за счёт республиканского бюджета. Terrax – Barys-A 8×8 Министерством обороны в настоящее время не приобретаются. Они изучаются министерством в рамках сравнительного анализа рынка аналогичных машин. ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» ещё не выбрали для приобретения этих машин», – сообщили в МО.
Фраза «изучается в рамках сравнительного анализа рынка» звучит как дипломатическая отговорка, но если прямо: проект не отвергли, но и контрактного статуса он не имеет.

«В рамках государственного оборонного заказа МО приобретает различные виды вооружения и военной техники. При этом у ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» приобретаются БКМ «Арлан» 4×4 различных модификаций и БКМ «Барыс» 8×8 (не плавающие)», – добавили в министерстве.
На остальные вопросы не ответили, сославшись на то, что они находятся в компетенции Министерства промышленности и строительства.
Минпром: государственный секрет и служебная информация
В Минпроме подтвердили: образец действительно существует, но ещё проходит процедуры по принятию на вооружение.
«В настоящее время данный образец проходит необходимые мероприятия по принятию на вооружение, по итогам которых Министерством обороны будет принято решение о закупе данной продукции», – ответили в Минпроме на запрос редакции.
На просьбу обозначить точные детали по поводу испытаний или рассказать о шансах на покупку там сослались на государственную тайну и гриф «для служебного пользования.

Kazakhstan Paramount Engineering: что известно о компании
Компания Kazakhstan Paramount Engineering позиционирует себя, как крупнейшее предприятие в Центральной Азии по выпуску современных бронированных колёсных машин. Это совместный проект с южноафриканской военной корпорацией Paramount Group. Предприятие запустили в Астане в 2015 году. С тех пор завод и стал выпускать бронеавтомобили, например, «Арлан» и «Барыс» для силовых ведомств Казахстана.

Это не первый случай, когда реальность на деле расходится с пиаром. И тут вопрос в том, как развивается оборонная промышленность, кто отвечает за доведение образцов до боевой готовности и насколько публичные обещания подкрепляют реальными ресурсами.
Хронология скандалов вокруг машин компании
Запуск «Арлана» 4×4. Компания представила машину как локализованный броневик для армии. Однако при эксплуатации в публичное пространство просочилась информация о том, что при испытаниях возникали претензии к качеству, надёжности и стоимости, часть партий якобы задерживали, а в адрес производителя звучала критика о несоответствии стандартам.
К 2020 году, как сообщали СМИ, компания оказалась на грани разорения. Причина кризиса – основной потребитель значительно сократил госзаказ на поставку БКМ, а затем и вовсе отказался от него.
Проблемы с «Барысом» 8×8. При попытке вывести тяжёлую колёсную машину в серию возникли сложности с испытаниями, отмечали СМИ. Министры обороны сменяли друг друга, но скандалы не заканчивались. В оборонном ведомстве указывали, что машины не прошли необходимые проверки. Затем якобы знакомые с ситуацией утверждали, что техника «часто ломалась и нуждалась в дорогостоящем ремонте».
Затем в публичное пространство попала информация о судебных разбирательствах между Минобороны и КПИ. Речь шла о ненадлежащем исполнении контрактов и срывах поставок. Эти процессы подорвали доверие. В конечном итоге в Министерстве обороны отдали предпочтение турецкому поставщику в части закупа броневиков, которые считались прямыми аналогами производимой в Казахстане техники.

Проект амфибийного Barys-A 8×8 представляли как новый шаг и символ преодоления прошлых проблем. Однако ответы госструктур в 2025 году показали, что история пошла по уже знакомому сценарию.
Теперь судьба Terrex – Barys-A 8×8 под большим вопросом. Если в ближайшие годы будут реальные контракты и первые машины в войсках – тогда можно будет говорить о «начале производства». Пока же амфибийная бронемашина остаётся в категории обещаний.
Читайте также: Спецподразделение по внедрению ИИ создали в Министерстве обороны РК