Самолёт Embraer E190 «Азербайджанских авиалиний», который потерпел крушение 25 декабря 2024 года под Актау, был сбит российскими военными силами, утверждает азербайджанское издание Minval, со ссылкой на данные, полученные из анонимного письма, сообщает Centralmedia24.
К письму приложены видео, аудиозапись и объяснительная, якобы капитана ПВО.
Согласно объяснительной записке, приказ на нанесение удара по борту, был получен по телефону.
В редакции не взялись утверждать подлинность данного письма. Пока что издание опубликовало лишь часть переговоров, другие обещается передать следственным органам.
«По существу заданных мне вопросов я, капитан Паладичук Дмитрий Сергеевич, могу пояснить следующее: я — командир БМ №274, начальник расчёта, нёс боевое дежурство по прикрытию г. Грозный с 24.12.24 по 25.12.24 года. В 05:40 25.12.24 г. поступила команда о переходе в готовность №1. В 05:48 я доложил о переходе в готовность №1 по средствам сотовой связи. На позиции сотовая связь неустойчивая, других устойчивых средств связи у меня не было. Были проложены провода оптоволоконные, но не подключены к терминалу, и не было цифрового телефона с наборным полем. В 08:11 станцией обнаружения целей была выявлена потенциальная цель, которую я взял на точное сопровождение МРЛС, о чём я доложил на ВКП 51-й дивизии. В 08:13 я доложил обновлённые координаты: α = 338 градусов, D = 7000 м, H = 490 м, V = 118 м/с, курсом на 230 градусов. Мне по телефону дали команду цель уничтожить. В оптику цель видна не была из-за очень густого тумана, о чём было доложено на ВКП. В 08 часов 13 минут 30 секунд я дал команду на поражение оператору. В 08 часов 13 минут 33 секунды ракета сошла с направляющей. В 08 часов 13 минут 47 секунд ЦВС БМ-72В6 выдал сообщение, что цель пропущена. В 08 часов 13 минут 48 секунд я дал команду на повторный обстрел. По данным МРЛС, первая ракета ушла, когда у цели были следующие координаты: α = 319 градусов, D = 7300 м, H = 697 м, V = 80 м/с. Пуск второй ракеты был произведён, когда у цели были следующие характеристики: α = 311 градусов, D = 8000 м, H = 1300 м, V = 120 м/с», — значится в объяснительной.
Причины крушения рейса J2-8243 до сих пор не озвучены. В катастрофе погибли 38 человек.
Среди версий крушения – поражение самолёта средствами ПВО, поскольку на обшивке самолета имеются характерные отверстия.